Заумь трактор, 2013 - мультимедийный перформанс австралийских художников Сони Либер и Дэвида Чесворта. Это исследование столкновения между свободой и коллективностью - двумя силами, противоречие между которыми пропитывает все российскую социально-политическую историю. Во время своего пребывания в России, Соня и Дэвид обращаются к художественным концепциям и реальным событиям, которые позволяют им выйти за пределы ежедневного жизненного опыта рядового россиянина и взглянуть на ситуацию одновременно извне и изнутри.
Заумь трактор приглашает зрителя в пространство, расположенное где-то между постановкой балета "Весна священная" и оперой "Победа над солнцем", премьеры которых состоялись в 1913 году. Однако, в данном случае, главные роли играют не актеры, а нагруженные баржи, медленно идущие по реке Дон. В 2013 году исполняется 100 лет футуристической заумь-опере "Победа над солнцем" - событию, которое обозначило совместную попытку поэтов, художников и музыкантов приблизиться к чистой форме, обойтись без смысла и символики. Развиваемая Алексеем Крученых, Велимиром Хлебниковым и другими так называемыми "заумниками", концепция "заумства" внесла вклад в формирование супрематизма Малевича и в дальнейшем - всего абстрактного искусства.
В медиа-перформансе Заумь трактор, знаменитое архитектурное сооружение эпохи конструктивизма - драматический театр имени Максима Горького, построенный в Ростове-на-Дону в форме гигантского трактора, - воплощает собой символизм, которому противостоят несколько актеров, читающих авангардную заумь-поэзию на его подмостках. Далее, зритель оказывается поочередно то на краю "неиссякаемого бассейна", то на собрании казачьей общины, в окружении звонящих церковных колоколов, то в кругу тюремных заключенных, читающих поэзию Маяковского.
Соня Либер и Дэвид Чесворт используют видео и звук, создавая убедительный аудио-визуальный ряд, объединяющий уникальный материал собранный во время их пребывания в арт-резиденции на юге России с хаосом диких ритмов и "чистого звука" футуристистов.