24 декабря 2014 года в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» состоится открытие выставки «Воплощение». Новые поступления скульптуры ХХ-ХХI века.
Сбор гостей в 13 часов, на втором этаже нового здания.
Название выставки «Воплощение», кажется, передает сам ход работы скульпторов: создание образа, передачу мыслей и чувств мастера через плоть материала. Кроме того «воплощение» - это и исполнение замыслов музея по формированию новой для него коллекции.
Собирать коллекцию скульптуры ХХ- XXI веков музей начал с середины 2000-х годов, хотя единичные произведения пластического искусства поступали в собрание музея и раньше.
Первый мастер, чьи скульптуры появились в фондах музея, - представитель династии Волковых Александр Волков. Известный, прежде всего, как живописец, художник много работал и в скульптуре. Произведения «Голова старика», «Портрет отца», «Семья чабана» тематически и образно связанные с его родиной, Средней Азией. Подаренная музею скульптурная композиция «Семья чабана» - глубоко обобщенный и многозначный образ: он и о конкретной семье, и о корнях самого автора, и вообще о земле, из которой, кажется, и вылеплены фигуры.
Дары музею авторов и их наследников – основные источники формирования собрания.
Работы, подаренные дочерью художника Бориса Петровича Чернышева, созданы мастером в разных техниках живописи, графики и скульптуры. Маленькие глиняные фигурки Чернышева, кажется, рождаются на наших глазах, столько в них трепета и живого чувства. Недаром, их сравнивают с древнегреческими танагрскими статуэтками, одной из вершин античной пластики.
В разных материалах, в фигуративной и абстрактной скульптуре работал известный мастер Марат Бабин. Фигуры в его «Игре» (ферроцемент, дерево) выполнены с большой долей условности, но при этом удивительно точна сама пластика, передающая движение.
Уникальны по технике и образному решению метафорические пространственные композиции Марата Бабина, создающие вокруг себя мощное эмоционально заряженное пространство. К ним относится «Утро Стрелецкой казни» из собрания музея.
Многим посетителям выставки должно быть знакомо творчество замечательного мастера Леонида Берлина: им оформлено четыре станции метро, в частности «Римская», за которую он получил звание «Лауреата Премии города Москвы» в области литературы и искусства.
Бронза, раскрашенная керамика, сварное железо, - во всех этих материалах работал мастер - и все они представлены на выставке. Его скульптура обладает качествами, несвойственными академической традиции: они наделены юмором, иронией, гротеском. Мировидение мастера многогранно: жизнь в его образах предстает одновременно и трагедией и игрой.
Музейное собрание может похвастаться работами скульпторов, высоко ценимыми среди профессионалов. На глубоком творческом переосмыслении мирового художественного наследия складывалось искусство Анатолия Машарова. Впечатления от древних изваяний «каменных баб» сказались в частности в скульптуре, подаренной мастером музею.
Скульптором «с неповторимой индивидуальной манерой» называют заслуженного художника Российской Федерации Елену Суровцеву. Среди ее работ - крашенная деревянная скульптура, бронза, керамика. Любимый мотив художницы, обнаженное женское тело, вечный мотив мирового искусства, мастер интерпретирует свободно и эмоционально. Образы ее разнообразны: от лирических до экспрессивных, но всегда пластически выверены.
Поражают воображение и работы дочери Елены Михайловны, Дарьи Суровцевой. Выпускница Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, она стажировалась на Национальной Севрской мануфактуре (Франция). В настоящее время Дарья подолгу живет и работает в Париже. Соединяя свой любимый материал – фарфор и фаянс с плексигласом, металлом или деревом, художница создает композиции и инсталляции, которым трудно дать определение. Их сравнивают с замысловатыми существами или космическими биоформами, сама же Дарья говорит, прежде всего, о чувствах и эмоциях, которые она вкладывает в них. Не случайно одна из подаренных музею композиций носит название «Реконструкция эмоций».
Небольшое музейное собрание свидетельствует о неиссякаемости творческих поисков современных мастеров. Изыскана скульптура и керамические пласты Татьяны Алексеевой. Сама художница называет свои пласты графикой в керамике. Любимый материал Надежды Шек - камень. Лапидарные формы ее работ создают сдержанные и как бы погруженные в себя образы.
На выставке можно увидеть работы не только из собрания музея, но и любезно предоставленные авторами для экспонирования: это работы Иосифа Дашевского, Анатолия Комелина, Владимира Чибисова. Безусловно, хотелось бы, чтобы работами этих и многих других мастеров пополнилось музейное собрание скульптуры. Современная архитектура здания требует его пространственного осмысления и скульптура, как ни один вид искусства отвечает этим задачам.