Выставка "Из домашних музеев"
10 декабря 2016 - 10 марта 2017
МВК «Новый Иерусалим»
В основу выставки западноевропейского искусства вошли произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, поступившие в фонды музея в 1920–1930-е годы из национализированных подмосковных усадеб, из так называемых «домашних музеев». Являясь раритетами, предметы европейского искусства, отражают интерес их прежних владельцев к коллекционированию, их вкусы и пристрастия.
Самую значительную часть западноевропейского фонда составляет коллекция оружия. Она происходит из собрания семьи Голицыных и была перевезена С.Д. Голицыным из усадьбы Кузьминки для оформления кабинета в его новой резиденции Дубровицы в 1864 году.
Тяжелые рапиры-чиавоны конца XVI – начала XVII века; кинжалы-даги – коварное оружие для левой руки; маленькие итальянские кинжалы-стилеты, которые носили в сапогах, рукавах или под куртками, – все эти предметы вызывают интерес у посетителей выставки. Среди древкового средневекового оружия выделяется алебарда стражи курфюрстра Иоанна Сигизмунда Бранденбургского с орнаментом и гербом на лезвии (1618–1619).
Настоящим шедевром оружейного мастерства является великолепная охотничья аркебуза – фитильное дульнозарядное ружье с длинным стволом. На стволе выбито имя мастера Томаса Хейдебрехта и дата – 1615 год. Яблоневое ложе, приклад и цевье украшены инкрустацией из слоновой кости и гравировкой. Ружье происходит из собрания А.С. Гудовича, из имения Введенское Шереметевых-Гудовичей под Звенигородом. Из Введенского же поступили в собрание музея и многие другие произведения, в том числе живописи и фарфора.
Собрание фарфора – одно из самых обширных в музейной коллекции западноевропейского искусства. Поражают разнообразием форм и красотой росписи изделия Мейсенской мануфактуры, многие из которых попали в собрание музея из имения Никольское-Урюпино.
Характерный для 1730–1750-х годов интерес к скульптуре, связанный с именем известного мастера Иоганна Иоахима Кендлера, не только привел к созданию многочисленных фарфоровых статуэток, но и повлиял на оформление посуды. В витрине с мейсенским фарфором можно увидеть две великолепные вазы-холодильницы, покрытые искусно выполненными лепными плодами и цветами.
Собрание живописи представлено единичными работами мастеров разных европейских школ. Самое раннее произведение – алтарный образ со сценой Распятия. Его принято относить к нидерландской школе и датировать XVI веком, то есть эпохой Возрождения.
«Портрет юноши» работы неизвестного фламандского художника XVII века по своему характеру принадлежит к типу парадных портретов. Детали – изящный камзол юноши, жест руки, сжимающей розы, скатерть из тяжелой парчи – подчеркивают аристократизм модели. Колонна и пейзаж на заднем плане придают портрету репрезентативность.