Выставка «NSK: от “Капитала” к капиталу»
30 сентября – 9 декабря 2016
Музей современного искусства «Гараж»
Neue Slowenische Kunst –– событие последнего десятилетия Югославии.
Осенью 2016 года Музей современного искусства «Гараж» представит выставку «NSK: от “Капитала” к капиталу» — первую в России масштабную экспозицию словенского художественного коллектива Neue Slowenische Kunst («Новое словенское искусство», сокр. NSK), организованную Музеем современного искусства Любляны. Выставка прослеживает ключевые события 1980–1992 годов: концерты, выставки, театральные постановки, перформансы, подпольные акции и публичные выступления, связанные с деятельностью четырех основных групп, вошедших в состав NSK. В 1992 году, отчасти в ответ на распад Югославии, эти группы перестали работать коллективно и запустили проект «NSK: государство во времени» — утопическое образование, описываемое как «первое глобальное государство во Вселенной».
Коллектив Neue Slowenische Kunst был создан в 1984 году тремя группами: мультимедийной группой Laibach (основана в 1980 году), группой визуального искусства IRWIN (основана в 1983 году) и театральной труппой «Театр сестер Сципиона Назики» (1983–1987). В том же году эти три группы основали четвертую — отдел дизайна под названием «Новый коллективизм». Позднее были созданы и другие отделы: чистой и прикладной философии, ретровидения, кино и строительства.
Три раздела выставки посвящены трем группам, создавшим NSK, а четвертый — пяти отделам; таким образом, можно проследить, как каждая группа по-своему усваивала и развивала общие принципы коллектива. Пятый раздел экспозиции сосредоточен на ключевых общих темах, над которыми в сотрудничестве работали все группы в составе NSK и которые после распада Югославии привели их к проекту «NSK: государство во времени».
Контекстом выставки NSK служит экономическая и политическая ситуация 1980-х годов — бурного десятилетия, которое предшествовало крушению прежнего миропорядка и утверждению постоянно наделяющей власти капитализма. Будучи уникальным самоорганизованным альянсом, сформировавшимся как реакция на эту ситуацию, NSK предложил институцию нового типа, основанную на коллективной художественной практике и развивающую собственные организационные, экономические и терминологические принципы. Проект, выдвинутый участниками коллектива, поставил под сомнение упрощенную идеологическую дихотомию «социализм против капитализма», что позволяет считать NSK глобальным культурным явлением, выходящим за пространственно-временные рамки, в которых оно сформировалось.
В своей эстетической и теоретической практике участники NSK использовали различные художественные традиции, включая русский авангард, всплеск интереса к которому имел место в Югославии в начале 1980-х годов. Группы, вошедшие в состав NSK, адаптировали утопические идеи и иконографию авангарда, чтобы разработать собственные варианты «ретрометода», базового для практики NSK.
В начале 1990-х годов коллектив начал устанавливать тесные отношения с московской арт-сценой, что в 1992 году привело к организации «Посольства NSK в Москве» — серии лекций и дискуссий на тему «Каким Восток видит Восток», позиционируемой как часть проекта «NSK: государство во времени» и продолжавшейся в течение месяца. Проводимая двадцать четыре года спустя московская выставка NSK может рассматриваться как символическое возвращение к истокам уникального мировоззрения и идеологии коллектива.
К выставке будет издан буклет на русском и английском языках, содержащий информацию о различных группах и их деятельности, а также содержательный текст о движении NSK в целом. Кроме того, в книжном магазине «Гаража» можно будет приобрести каталог выставки на английском языке под редакцией Зденки Бадовинац, Энтони Гарднера и Эды Чуфер, выпущенный Музеем современного искусства Любляны совместно с издательством MIT.
Куратор выставки «NSK: от “Капитала” к капиталу» — Зденка Бадовинац, директор Музея современного искусства Любляны. Выставка впервые была показана в Музее современного искусства Любляны (2015), а затем в Музее Ван Аббе в рамках выставки «Восьмидесятые годы: начало наших дней?» (2016). Выставка в «Гараже» организована Снежаной Кръстевой, куратором Музея «Гараж».