Художница НаташаЮдина предлагает вернуть воспоминания в сферу приватного, и, отказываясь от тиражирования памятных жизненных ситуаций, художница выставляет для прошлого свой фильтр – живописный.Для этой цели Наташа Юдина выбирает форму живописного дневника. Однако посвящен этот дневник не перипетиям жизненных ситуаций его автора. Художница пишет в нем истории самых разных вещей, несущих в себе «присутствие времени и человека». Хронологическое несовпадение «автора» и «героя» этих историй – пустьипредельно минимальное, позволяет художницеобозначить необходимую дистанцию.
Этот ежедневный самоотчет художницы происходит в небольшой квартире, которая расположена в стандартной пятиэтажке в Томске, где она живет и работает. Как и в обычном дневнике, серии живописи «Вещие вещи», «18+. Постельные сцены» и другие отражают непосредственные события, отобранные художницей в качестве достопамятного жизненного материала: «Я сибирячка и видела море только один раз – прозрачная морская вода и мой синий шелковый комбинезон, который я носила тем летом, слились для меня в живописную марину»; «Мое замкнутое домашнее окружение – это и есть мои сюжеты. Глядя на неубранную постель, я мечтаю о природе и получается зимний пейзаж, – такой оптический самообман»; «Если я пишу кольцо, то вспоминаю истории, связанные с ним, для меня мои вещи – вещие».
Неубранная постель, смятая одежда, детская игрушка или сигаретный окурок,– все знакомые художнице предметы, помещаются в новый событийный контекст, оставляя «тактильность» и «материальность» за границами настоящего. Предметы превращаются в знак воспоминаний и художница устанавливает свои правила прочтенияэтих памятных знаков,предлагая зрителямобратиться к собственному опыту оптических «находок» и «ошибок».
Это – возможность самообмана, на который мы соглашаемся добровольно. Точно так же, когда интуитивно возникает потребность в приватности, – мы обращаемся к дневнику.И чем большей становится дистанция, разделяющая создание живописного дневника от его просмотра зрителями, тем меньше мешает взгляду живописный фильтр, выставленный художницей. Может дело в эфемерности жанра? Дневники существуют на «полях жизненного пространства» – все, что передоверяется дневникам, легко замещается новыми жизненными впечатлениями. И, со временем, утратив актуальность, ониостаются просто знаками памяти, фиксирующими ускользающие реалии,и существуют уже вне времени.
Анна Романова
искусствовед, куратор