Усадьба Джаз — от песен Утесова до Б.Г.
15 −16 июня на территории Усадьбы Архангельское прошел X юбилейный фестиваль «Усадьба джаз». Уже в первый день сложилось ощущение, что в этот раз фестиваль побил свой рекорд посещаемости, что родило еще большие проблемы с парковкой — машины заполонили собой дороги в районе всех ворот усадьбы, а выезд превращался в определенное испытание.
Организаторы настойчиво рекомендовали пользоваться на другой день трансфером от метро Мякинино, однако здесь тоже имелись свои проблемы — по окончанию мероприятия можно было увидеть гигантскую очередь, выстроившуюся на маршрутку. Еще одним небольшим испытанием стали жара и солнцепек, с которыми, впрочем, запасливые граждане справлялись с помощью принесенных с собой зонтиков, а на территории продавались мини-вентиляторы с водой.
Жизнь на территории усадьбы в первый день кипела задолго до начала музыкальной программы: активно шла торговля всякими дизайнерскими вещичками, необычными продуктами питания и занятными сувенирами. Работала куча кафе, некоторые из которых были стилизованны под турецкую кофейню, или под
Но, главное — это музыка, звучавшая на всех пяти площадках, каждая из которых отличалась своей особой атмосферой. Началось все еще в районе двух часов дня, на площадке «Jazzclub», выступлением коллектива «Мосбрас», который уже не первый раз участвует в фестивале. Музыканты, всегда отличающиеся необычной одеждой, обрядились на этот раз в некое подобие комбинезонов-балахонов забавных расцветок и сыграли множество композиций — от вольных импровизаций до произведения с загадочным названием «Эпическая». Все это сопровождалось экстравагантными подтанцовками.
А продолжил программу на этой площадке субтильный харизматичный музыкант из США Дастин Томас с пронзительным голосом, с которым он проделывал интересные манипуляции, а время от времени обворожительно «клекотал». Считается, что его творчество представляет собой сочетание элементов хип-хопа, госпел-гимнов и бита. Публику Дастин благодарил по-русски, а остальное время пытался общаться с ней по-английски. Его выступление сопровождалось присутствием на сцене девушки, которая сексуально извиваясь в такт песням, рисовала на сцене какую-то загадочную картину, видимо, как-то связанную с музыкальной частью. Позже на этой площадке выступили также джазовый дуэт из Питера Yalunina-Degoosarov и швейцарский секстет Hildegard Lernt Fliegen.
А на площадке «Каприз» неподалеку выступал Камерный оркестр имени Олега Лундстрема, представлявший классический джаз. В этот раз с ними выступал американский солист из Америки Илья Васильев, покоривший публику проникновенным исполнением ретро-композиций. Позже на этой площадке появилась нидерландская фолк-группа «Parne Gadje», несколько озадачившая изначально. Эти ребята, почему-то между делом сообщившие, что они не употребляют наркотики, видимо, зная об этой части имиджа своей страны, не несли в себе ничего голландского. Они выступали с огромными барабаном, бубном и гармошкой, а также какой-то особой разновидностью кларнета, и исполняли музыку румынских цыган, которая является их главной фишкой. Надо сказать, что эта музыка вышла большой отклик у публики, которая пустилась под это дело в активный пляс, исполняя нечто среднее между русскими подскоками, танцем семь-сорок и восточными танцами. После «Parne Gadje» выступил еще один коллектив из Нидерландов — «Jungle By Night», в чьей музыке сошлись фанк, рок, этноджаз и афробит. К слову, участие трех голландских фестивалей в программе не совсем случайно — этот год объявлен годом дружбы России и Нидерландов.
Отличительной особенностью этой площадки были «чарли чаплины» — мужчины в выбеленными лицами, усиками, котелком и тросточкой, неожиданно возникавшие в толпе и так же внезапно в ней растворявшиеся.
На «Аристократе» же выступил объединенный из музыкантов разных стран коллектив «4 V», сочетающий в своей музыке джазовые традиции Центральной Европы с музыкальными традициями Польши, Чехии, Словакии и Венгрии — представителями этих стран они и являются. Двойное трио Владимира Тарасова, американо-российский квартет Тейлора Винцкевича. На «Береге» зажигали DJ Петр Левинский, Михаил Тарасов из Нью-Йорка известный под псевдонимом Svoy и другие.
Но главное действо разворачивалось, конечно, на центральной площадке «Усадьбы Джаз» — в «Партере», где церемонию традиционно вели Тутта Ларсен и Дмитрий Марьянов. Здесь, на большом поле, собралось наибольшее количество посетителей, а между ними время от времени традиционно сновали ростовые куклы «венецианского» плана, одетые то в золотистую, то в полосатую одежду. Они причудливо танцевали, брали зрителей за руки, и, конечно же, охотно фотографировались с ними.
А началось все в «Партере» с выступления белорусского кабаре-бэнда «Серебряная свадьбы» с эксцентричной солисткой Бенькой. Выступление этого коллектива — нечто фантасмагорическое. Здесь есть и обращение к декадансу, и элементы лирики, и немного буффонады с клоунадой. А в музыке сошлись рок и кантри, французский шансон и латиноамериканские мотивы. Сами музыканты, у каждого из которых есть иностранный псевдоним, называют себя «фрик-кабаре-бэндом».
Солистка, одетая в некое подобие модернизированной балетной пачки, не только выделывала всякие экзерсисы при помощи своего пронзительного голоса, но и, при участии других музыкантов, в том числе и скрипачки, тоже одетой во что-то претенциозно-белое, устраивала целые мини-спектакли. Так, во время песни «Я вам устрою декаданс» она производила манипуляции со стилизованными длинными перчатками и бордовым шарфиком в тон, во время исполнения композиции «Скок-поскок», посвященной тому, как один поэт прихлопнул смерть, следовавшую за ним по пятам, тискала в руках небольшую куклу-смерть. А во время песни «Ром с ямайки» на немецком языке, распив сначала художественно на сцене ром из горла вместе со своими музыкантами, спрыгнула со сцены, и начала протягивать бутылки зрителям-счастливцам. Да, эта девушка настоящий полиглот, и во время выступления прозвучала также песня на французском языке «Мое сердце — океан». Прозвучали также песни «Я так люблю тебя», «Врозь» а также стеб на пушкинскую тему «Черная речка», который занял неплохие позиции в Ютьюбе. Бенька — девушка харизматичная. Ее речь между песнями напоминала немножко интонацийи Ренаты Литвиновой, немножко кукольное и что-то еще. К слову, публика долго не отпускала группу, в итоге чего Бенька выдала три-четыре песни сверх плана.
«Серебряную свадьбу» на сцене сменил известный рокер Александр Ф. Скляр. Впрочем, те, кто ждали его хитов в духе «Эльдорадо» или «Маршруты московские», просчитались. На этот раз музыкант выступил в необычном амплуа. Вместе с известным коллективом «Тромбон-шоу», он исполнял песни своего кумира — Леонида Утесова. Правда, вначале он оговорился, сообщив публике, что Утесов родился в 1985 году, но все его поняли. Мужественно выйдя на сцену в такую жару в костюме-тройке и шляпе, Скляр явил публике очень стильное исполнение таких известных утесовских хитов, как «Бомбардировщики», «Сердце», «Одессит-мишка», «Дорогие мои москвичи», «Песня извозчика», «Ленинградские мосты». Иногда певец отходил отдыхать, и тогда оркестр играл без него композиции вроде «У самовара я и моя Маша».
Скляра сменила очень занятная американская группа Blended 328, с тремя харизматичными солистками, которые делают большой акцент на музыкальную американскую культуру 70-80х годов прошлого века. Здесь сошлись и классический рок, порой с некоторым утяжелением, и элементы кантри. Во всяком случае, публика под эту музыку зажигала, что говорится, не по-детски.
Ну, а кульминацией действа стало, конечно, выступление Бориса Гребенщикова, которого, наконец-то удалось зазвать на этот фестиваль. Гребенщиков дал в своем роде полноценный концерт, исполнив больше десятка песен, причем количество музыкантов на сцене составляло 11 человек. В это время скопление людей на площадке достигло своего предела — ближе к сцене не было ни клочка свободного места, а вопли и крики звучали громче, чем в остальное время. Интересно, что музыканты из группы Blended 328 тоже кинулись фотографировать и приветствовать певца. Возможно, им сказали, что это самый известный российский рокер. Удивительно, но Гребенщиков не стал кидаться во всякие изыски и в основном пел свои известные любимые народом хиты, в том числе и очень старые — даже такие, как «Электричество» и «Отец Яблок», которые он уже очень давно не исполнял. А также «Растаманы из глубинки», «Расти, борода, расти», «Гарсон номер 2», «Не пей вина, Гертруда», «Стаканы» и «Максим-лесник».
А перед исполнением песни «Возьми меня к реке» мэтр сделал вообще что-то несвойственное для себя — пригласил на сцену 20 девушек для того, чтобы танцевать и играть на бубнах. Желающих набралось гораздо больше, и охране пришлось срочно перекрывать доступ на сцену. Туда удалось попасть и даме бальзаковского возраста, которая долго пыталась выяснить в толпе, почему же артист не поет «Город золотой». Наверное, решила спросить об этом у самого Гребенщикова. А закончилось это действо плотными объятиями, которые постаревший, но не растерявший харизмы и пластики Б.Г. подвергся со стороны горячих поклонниц своего таланта. Впрочем, несмотря на активные вопли и просьбы, на бис он петь не вышел — ну не в его это стиле.
Первый день требовал активного перемещения по всем сценическим площадкам. А на второй день публику ожидали новые сюрпризы, с еще большей, чем в первый день, долей интернационала. Выступали известная грузинская джазовая певица Нино Катамадзе и израильский контрабасист Авишай Коэн, испанский DJ TITO и яркий экспериментальный коллектив из Норвегии Jaga Jazzist, афро-джаз коллектив из Нидерландов Mdungu и чилийский La Orquesta del Viento, работающий в стилистике авторского латиноамериканского джаза. А также французские биг-бэнд «Romain Thivolle Big Band» и секстет Caravan Palace. И, конечно, традиционный отечественный гость этого фестиваля — коллектив Игоря Бутмана.
Фоторепортаж с фестиваля можно посмотреть на странице галереи
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.