1 апреля в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» открывается выставка московского живописца, академика, члена Президиума Российской Академии художеств, заслуженного художника РФ Виктора Калинина.
Желание показать в стенах нового музея работы известного мастера возникло неслучайно: работы художника в музейном собрании появились уже в конце 1970-х годов, а в 2007 году, когда музей находился еще на территории Ново-Иерусалимского монастыря, там, в Трапезных палатах, состоялась выставка живописца, вызвавшая большой интерес у посетителей. И этот интерес понятен: Калинин - художник большого масштаба, во многих его экспрессивных мощных полотнах не только прочитываются евангельские сюжеты, а есть явные внутренние соприкосновения с евангельскими образами.
«Соприкосновения» - авторское название выставки и своего рода трактовка всего творчества художником: о проникновении в священные образы он не дерзает говорить, как часто не дерзает давать своим полотнам библейские названия. Отношение художника к искусству и, особенно, к христианской тематике серьезное: он не сегодня, не следуя моде, начал работать в ней.
Виктор Григорьевич Калинин родился в алтайском селе Залесово, в семье старообрядцев. С детства, как признается сам художник, - «русское Средневековье – эта высшая точка развития нашего искусства - естественно вошло в мое сознание, как что-то до боли знакомое и родное». От деда-протоирея, убитого в 1920 году партизанами, сохранились церковные книги и, как пишет сам художник «я, еще не умея читать, часто любовался прекрасными миниатюрами из псалтыря и житий святых». Уже в детстве он видел старые иконы, уже тогда оценив их как нечто «феерическое».
Органичное усвоение художником традиций (вслед за иконописью, можно выделить традиции русского символизма и, прежде всего, искусство Врубеля) - это не столько усвоение мастером художественных приемов, сколько восприятие глубоко нравственного, духовного строя жизни. «Духовной крепостью» художника стала и сама среда, в которой прошло его детство. Род, дом, отец, мать, земля, на которой он вырос стали для Виктора Калинина, наряду с библейскими, основными темами искусства. Собственно, эти темы соединяются в его творчестве - и порой трудно понять, изображен ли на картине пророк или апостол, или отец художника – мудрый старец.
Такой глубинный путь мастера, если не все, но многое объясняет. Он позволяет предположить, почему Калинину удается достичь подлинности библейских образов. Евангельские сцены, которые изображает художник, будь то «Троица» («Гости») или «Благовещение», кажется, увидены его внутренним оком: оком настроенного на высокий лад мастера, говорящим своим неповторимым, изменяющимся, но всегда узнаваемым языком.
Особое ирреальное пространство картин художника создается за счет столкновения светлого и темного, контрастов света и тени, движения линий и контуров, иногда напоминающих иконные движки или пробелы. Характерный для живописца прием дробления форм вносит в полотна дополнительную экспрессию и выразительность.
На выставке будут представлены произведения, которые художник уже не раз демонстрировал, ставшие практически классикой, такие как уже упомянутые «Гости», а также картины, написанные сравнительно недавно.
Особое место в экспозиции займет масштабный триптих «Афон». Живописная поверхность больших полотен, сотканная цветом, кажется драгоценной. В эпических пейзажах художнику удалось передать гармонию сакрального пространства.
Выставка создана на основе работ, принадлежащих автору, ее можно будет увидеть на галерее первого этажа музейно-выставочного корпуса с 1 апреля и до конца июня.