Органика и технологический дизайн
Период в дизайне 40-50-х годов часто называют периодом "Органического дизайна". Это направление возникло как противоположность конструктивизму с его прямолинейностью и некоторой агрессивностью, противопоставляя этой жесткости плавность линий и взаимопроникновение форм. Тогда же возникает и явление «технологического» дизайна.
Основная концепция дизайна 40-50-х годов – это упразднение границ между дорогими произведениями искусства и серийными промышленными вещами. В основу ее были положены принципы комбинируемости и взаимозаменяемости, многофункциональности и внешней простоты. Также за основу принимается и постулат «психологической эргономики», принимающий во внимание внутренний комфорт человека. В этот период возникают несколько интересных дизайнерских направлений – это американский органический дизайн, скандинавская школа, Ульм и браунстиль в Германии.
Американский дизайн
Можно с уверенностью сказать, что своей мировой популярностью органический дизайн во многом обязан работе двух американских дизайнеров – Чарльза и Рэй Имз. Все началось с их работы над совместным проектом со скандинавом Эеро Саариненом для конкурса "Органический дизайн жилой среды", проводимым Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Так была создана коллекция мебели из гнутой фанеры.
Чарльз и Рэй и далее работают в области дизайна мебели, экспериментируя с технологией формовки прессованной фанеры. Из этого материала создаются абстрактные арт-объекты, скульптуры, игрушки и вполне утилитарные вещи – столы и стулья. Все это было продемонстрировано на выставке "Новая мебель Чарльза Имза" в 1946 году. Квинтесенцией творческих принципов мистера Имз, который ратовал за экономию материалов и усилий, стал стул из гнутой клееной фанеры, названый известным архитектурным критиком Эстер МакКой "стулом века". Это было настолько актуально, свежо и сенсационно, что он практически сразу же был запущен в массовое производство.
В конце 40-х Имз экспериментирует с новым материалом – пластиком. И создает новые шедевры органики, в которых плавные контуры сиденья и спинки контрастируют с линиями четырех легких стальных ножек-стержней. Эти тонкие металлические ножки стали отличительной чертой мебели 50-х. А кресло-шезлонг с оттоманкой, созданное Чарльзом для фирмы "Герман Миллер" в 1955, стало еще одним классическим образцом мебели XX века и окончательным торжеством принципов органического дизайна.
Скандинавский дизайн
В середине XX столетия скандинавская культура и скандинавский дизайн привлекают всеобщее внимание. Ведь тогда в Скандинавии родилась самобытная и неожиданная философия оформления внутреннего пространства и особый тип мебели. Это мебель из дерева – бука или дуба, изящная, легкая и гибкая. Конструкции просты и функциональны, ее основу составляют модули, благодаря чему мебель проста в сборке и удобна для складирования. Многослойные деревянные конструкции стало возможно изготавливать благодаря новой технологии получения лущеного шпона, запатентованной датскими дизайнерами. Дерево в такой мебели удачно сочетается с хромированным металлом, стеклом, плетеными деталями, декоративными тканями и кожей.
Скандинавский дизайн отличает уравновешенность, комфортабельность и естественность. Своеобразия линии мебели и аксессуаров достигают благодаря эффектному симбиозу: интерес к национальным традициям, широкое использование прикладного искусства в быту, и поиск новых функциональных решений.
Своей широкой популярности скандинавский дизайн обязан нескольким по истине великим именам. Это шведский архитектор Эрик Асплунд; датский дизайнер Коре Клинт – во многом определивший лицо датского мебельного и интерьерного дизайна, широко известного в мире; и самый знаменитый финн в истории искусства Алвар Аалто, чье «кресло №41» стало родоначальником многих линий современной мебели.
Немецкий дизайн
Говоря о немецком дизайне 40-50-х годов, мы, прежде всего, имеем в виду ульмскую школу и браунстиль.
Школа в Ульме явилась образцом, по которому строились другие центры дизайн-образования во всем мире. Именно ей мы обязаны появлением промышленного дизайна в его современном виде. Здесь были заложены основы сотрудничества дизайна с крупной промышленностью, работающей на массовый рынок.
Благодаря разработкам представителей ульмской школы появился и так называемый «технологический» дизайн. Его ярким примером является создание Браунстиля. Это история о том, как с помощью дизайна можно было превратить небольшое производство в фирму с мировой известностью. Компания «Braun» была основана в 1921 году как небольшое предприятие. А с 50-х годов начинается период ее второго рождения.
Браунстиль подразумевал создание утилитарных технических приборов для кухни и быта, которые в первую очередь должны служить человеку. Они создаются не для витрины, чтобы привлечь особое внимание среди общей навязчивости, а как приборы, с которыми можно жить. Компания «Braun» стала руководствоваться единой концепцией формообразования в дизайне. Из небольшого предприятия она превратилась в одну из крупнейших фирм, определивших лицо всей мировой электротехнической промышленности. Таким образом удачный эксперимент открыл дорогу новому подходу к дизайну и новой психологии промышленного технического дизайна.
Текст: Ася Тахтарова
Фото www.interier.su
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана
Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.