Художник Никас Сафронов – фигура яркая и неоднозначная. Им восхищаются, его осуждают, его хвалят, ему завидуют, его признают ярким талантом, гением, его же обвиняют в бездарности. Неизбежное бремя публичного успешного человека – иметь вокруг себя ореол из стереотипов, сплетен и слухов, которые формируют образ в глазах обывателя. Однако всегда интересно заглянуть глубже и понять, что же все-таки скрывается в душе человека, разобраться, что настоящее, а что наносное.
Мы постарались откровенно пообщаться с известнейшим художником на темы религии, человеческих ценностей, богатства и бедности, о духовном и мирском. Надеемся, что в нашем разговоре Никас стремился показать свое настоящее я, а мы со своей стороны старались передать его мысли без искажений, чем по словам маэстро часто грешат в отношении к нему многие журналисты.
Никас, Вы часто принимаете участие в благотворительных проектах. Например, недавно подарили аж 190 (!) своих картин одной из детских больниц. Что для Вас значит благотворительность? Мода, пиар, или все-таки что-то большее?
Моя мама всегда учила меня, когда вырастешь и сможешь заработать три копейки, одну обязательно отдавай на благотворительность. Я вырос, и всю сознательную жизнь следую её наставлению, стараясь отдавать не только полторы, но даже две. Ведь Господь дает мне возможность заработать деньги, и я оставляю себе часть из них на проживание, а на остальные помогаю своим родным, двум школам, которые я курирую в Ульяновске и Димитровграде, финансирую строительство уже второго храма в Ульяновске. Это мои личные деньги, у меня нет фонда, я ни у кого ничего не беру, а зарабатываю свои кровные деньги и часть из них отдаю на благие дела. И ко мне все возвращается сторицей. Думаю, если ты веришь в это, то оно и работает.
Некоторые журналисты обвиняют Вас в неискренности, работе на публику. Судя по Вашим рассуждениям, Вы имеется именно внутренние принципы, стремитесь им следовать. Сложно ли следовать им всегда, работая в столь далекой от духовности среде шоу-бизнеса?
Во-первых я не шоумен, а художник и я совершенно другой человек, нежели пишет обо мне отдельная пресса. Я также очень тверд во многих своих убеждениях, и уже давно знаю цену многого. Вот возьмем, к примеру ту же Рублевку — она живет своей обособленной, особой жизнью: продажами дорогих квартир, и часть из нее - состязанием в роскоши. Но очень важно, чтобы при этом они также понимали, что все, что они взяли у природы, у страны, нужно вернуть назад и нужно также успеть это сделать. Как говорил мой папа, человеку в конце концов нужно всего метр на два. Ведь все с собой не унесешь. А деньги – это лишь бумага и цифры. Эти денежные цифры можно перевести на благие дела, и тогда ты можешь почувствовать удовлетворение, очищение совести и уважение к себе, что для любого человека очень важно. Возвращаясь всего лишь к простым истинам, понимаем, что милосердие, взаимная поддержка, любовь к ближнему и Родине - это и есть реальные богатства жизни.
У вас глубокое отношение к религии. Однако, религия – очень острая и неоднозначная тема для нашего сегодняшнего расколотого общества. Для кого-то религия, в первую очередь, определенный символ, то есть обязанность ходить в церковь, соблюдать посты, а для кого-то это «вера в душе», и искренняя уверенность, что остальное не нужно. Можете рассказать о Ваших мыслях на этот счет?
Я считаю, что существует некоторые исторические истины, которые мы должны принять только на веру, не обсуждая ее даже с собой. Да, в мире существуют духовные институты, такие, скажем, как церковь, и мы должны, я бы сказал, обязаны туда ходить, быть ближе к Богу и не забывать о нем. Ведь нам необходимо иногда уединиться, уйти, скажем, как Христос в "пустыню", пусть не на 40 дней, а хотя бы на час, два, от мирской суеты, и храм это и есть то место, ведь оно (храм) создано когда-то не просто так. Куда-либо уходя, в отдалении, ты можешь иметь в сердце любовь к Богу, любовь к родителям. Но это все равно, что жить на необитаемом острове, а ведь как приятно увидеть родителей вживую, как приятно увидеть близкого друга, с его энергетикой. Даже если тебе не о чем с ним поговорить, все равно это особенно приятно. Хотя в сердце он всегда с тобой. Также и с церковью. Да, хождение туда является ритуальным, но с другой стороны, это создает благодать: один раз ты зашел формально, в другой раз тебе это помогло, и ты почувствовал внутреннее отпущение, когда тебе так не хватало этого. Все религии придумывались мудрецами и философами, и только потом политики стали использовать религию во благо себе, создавать новые законы и направления. Нет ни в одной религии идеи уничтожения другого человека. Там есть мир, любовь и понимание. Просто политики создают себе удобные для них интерпретации, для того чтобы реализовать амбиции. На самом деле, любому человеку нужно принять веру в своем сердце и внутренне чувствовать, что помогает ему её поддерживать и укреплять.
Перейдем к темам житейским… Вы жили в районе Теплого стана, потом переселились на Малую Грузинскую, на Пушкинскую, Тверскую. А никогда не было мыслей жить в загородном доме?
Дело в том, что когда я еще жил в Теплом стане, я всегда хотел переехать в центр Москвы. Я считал и считаю, что если уж ты живешь в каком-либо городе, то должен жить в культурном и историческом центре: с видом на историческое место, будь то Эйфелева башня, Биг-Бен или Храм Христа Спасителя. А если такой возможности нет, то я бы уехал в глушь, подальше от окраины города.
Вы писали портреты многих известных людей, выдающихся персонажей и говорят, что Вы со многими дружите. Вас действительно связывают с ними дружеские отношения или все-таки это элемент работы?
Зачастую со многими в начале отношений была работа, которая перешла в дружбу. Но я дружу далеко не со всеми, кого я писал. Есть такое понятие, "твой человек" или нет. С кем мне интересно - начинаю дружить, и тут уже не важно, кто он, это может быть священник, врач, учитель, военный, главное, чтобы нам было комфортно общаться. Как говорил Сенека «Не ищите друзей только в форуме и сенате».
А как Вы получили свой самый первый заказ высокого уровня?
Я уже не помню. Один из них, бесспорно, был заказ портрета Гейдара Алиева, с которым мы позже подружились. Кто-то предложил мне в девяностые годы написать портрет Гейдара Алиева. До меня его многие пытались написать, но только мой портрет он взял к себе в дом. Потом Алиев заказал портрет своего сына, теперь нынешнего президента Ильхама Алиева, и даже внука. Я создал образ его жены, которой к тому моменту уже не было. Но он так хорошо творчески мне о ней рассказывал, что портрет, кажется, получился удачный.
Вам часто приходилось бывать в шикарных местах. Что Вас особенно сильно впечатлило за последнее время?
Запоминаются и впечатляют многие вещи, но роскошь здесь не лидирует. Вот, например, недавно я случайно узнал, что Сталин писал молитвы, и утром и вечером всегда молился. Для меня это было большим удивлением, и даже потрясением. Есть некоторые привычные вещи, которые для тебя неожиданно становятся откровением, открытием.
Мои потрясения часто были не от роскошных, дорогих и даже уникальных домов, а от людей, которые в них живут, от их отношения к себе, к нашей жизни. Например, увидеть однажды легенду истории Фиделя Кастро – и узнать, что он очень скромный человек. Или узнать только после гибели самолета с хоккеистами, что один из них большую часть заработанных денег отдавал детским домам и больницам, а сам жил очень скромно. Часто впечатляет именно скромность истинно великих исторических людей, и удивляющая роскошь людей ничем не выдающихся.
Вопрос про «рублевских жен»: в одном интервью Вы сказали примерно следующее – «у них одинаковая форма глаз, бровей, носа, словно все эти женщины вышли из особой, изысканной, элитной пластической лаборатории для богачей»...
Это все, конечно, условно, метафорично, к тому же, могу сказать, что я этого скорее всего не говорил, но так решил написать корреспондент, который брал у меня интервью, а я не имел возможным тот текст откорректировать. Зачем же мне обобщать и обижать всех «рублевских женщин»? Ведь, там живут и многие мои друзья, к женам которых я отношусь с искренним уважением. Как и везде, так и на Рублевке живут разные люди, и такое высказывание будет неправильным и необъективным. Конечно, и там есть гротескные персонажи, которые могут служить образцом комическим хрестоматийным прототипам. У них может быть и свой язык, ограниченные интересы, и разговоры о яхтах и тряпках, о своих и чужих мужьях. Но есть и такие, которые ездят в монастыри, живут там подолгу и молятся, ратуют за духовность нашей страны, занимаются миссионерством, и такая духовность, происходит от их христианского воспитания, милосердия и мудрости, так свойственная славянским женщинам. Их не испортила роскошь, и они достойны особого восхищения и уважения.
Как можно получить портрет кисти Никаса Сафронова? Что предопределяет выбор художника – статус, цена вопроса, интересная фактура?
Мое согласие на работу определяется многим, и тут случается всякое. Я могу сам захотеть написать чей-либо портрет и подарить его или оставить в своей коллекции портретов. Тут нужно, чтобы тебя что-либо зацепило в человеке. Был у меня один случай, когда один покупатель копил на покупку моей картины аж 8 лет. Узнав об этом, я вернул ему деньги и попросил своего водителя, чтобы он отвез его домой вместе с картиной. Но есть и богатые люди, которые могут себе позволить заказать у меня портрет. Когда какая-либо из моих картин покупается , я всегда от этих денег часть отдаю на благотворительность. Для меня, как профессионала, нет плохих клиентов или не красивых натур. Я всегда стараюсь в тех, кого рисую, найти лучшие их черты и отразить это на холсте. Ведь каждый живописный или даже графический портрет - это образ собирательный, и тут все зависит от художника, как он раскроет образ позируемого. Я стараюсь показать его лучшие черты характера, как бы заглянуть внутрь его души и природы. И обычно мне это удается.
Вы пишете большинство портретов в своей студии или выезжаете к заказчику? От чего это зависит?
Это всегда по-разному: обычно клиент приезжает ко мне, но и я могу выехать к клиенту, особенно, если он король или президент. А потом, зачастую, позируемый больше раскрывается для портрета, когда он в естественной, свойственной ему среде. И даже, когда приезжают ко мне, иногда нужно побывать и у него, чтобы более достоверно создать образ. К тому же, часто, люди хотят чтобы на заднем плане портрета были изображены близкие ему предметы: дом, книги, часть интерьера или сада.
За какой заказ Вы не возьметесь ни при каких условиях? Были случаи таких отказов в практике?
Мне, как психологу и профессиональному художнику интересны практически все заказы с их художественной точки зрения. Хотя были исключения, но подобных случаев очень мало. Например, я могу отказаться писать портрет человека у которого лицо - полная пластика. В подобных ситуациях я не могу увидеть характер человека, да и угодить такому человеку бывает довольно сложно. А также я не люблю людей очень высокомерных, заносчивых, чванливых и тех, кто указывает, не считаясь с моими советами, как лучше мне работать над портретом. В таком случае я могу отказаться от заказа, но такие случаи, как я уже сказал, очень редкие.
Существуют ли у Вас полюбившиеся места на Рублевке?
На Рублевке много таких мест. Это в первую очередь дома моих друзей, которых я с удовольствием навещаю, к ним относятся и Горки-2 , и
Барвиха, и место по Ильинскому шоссе через Москва- реку, где живет один из моих хороших друзей, глубоко верующий, построивший там же храм. У него большая дружная семья. Да, они люди не бедные, но при этом высоко духовные, и настоящие меценаты. Это и
Николина гора, где живет Никита Михалков - красивое место. Мне так же понравились Грязь, где живет Алла Борисовна с Максимом Галкиным - замечательное по энергетике место и они хорошо украсили его своим замком. Скажу Вам, что на Рублевке живет много прекрасных людей и там много красивых мест.