Лекция Маргариты Тупицыной «Москва–Нью-Йорк»
26 ноября 2016, 15:00–17:00
Лекторий Музея «Гараж»
Лекция Маргариты Тупицыной «Москва–Нью-Йорк» основана на одной из глав ее новой книги Moscow Vanguard Art: 1922–1992 («Авангардное искусство Москвы, 1922–1992»), которая готовится к выходу в издательстве Йельского университета.
В 1970-х — начале 1980-х годов многие московские художники-концептуалисты эмигрировали в Нью-Йорк в поисках возможностей для экспонирования своих работ и прямого взаимодействия с международным арт-сообществом. То, с чем они столкнулись в очень закрытых кругах нью-йоркского художественного мира, сильно отличалось от их ожиданий, что привело к созданию независимых форм постмодернистской художественной практики. На лекции будут рассмотрены такие ключевые выставки, как «Русский нью-вейв» (1981–1982) и «Соц-арт» (1986–1987), и работы таких художников, как Вагрич Бахчанян, Римма и Валерий Герловины, Виталий Комар и Александр Меламид, Александр Косолапов и Леонид Соков.
Маргарита Тупицына — независимый куратор, историк и критик современного искусства. Среди ее кураторских работ выставки «Ирина Нахова. Зеленый павильон» (павильон России, 56-я Венецианская биеннале, 2015), «Родченко и Попова. Определяя конструктивизм» (галерея Тейт Модерн, Лондон, 2009), «Против Кандинского» (Музей «Вилла Штука», Мюнхен, 2006), «Вербальная фотография. Илья Кабаков, Борис Михайлов и Московский архив нового искусства» (сокуратор; Музей современного искусства Серралвиш, Порту, 2004), «Малевич и кино» (Культурный центр Белена, Лиссабон, 2002), «Эль Лисицкий. После “Абстрактного кабинета”» (Музей Шпренгеля, Ганновер, 1999), «Глобальный концептуализм. Точки отсчета (1950–1980-е)» (в составе кураторской группы; Музей искусств Квинса, Нью-Йорк, 1999), «Великая утопия. Русский и советский авангард, 1915–1932» (в составе кураторской группы; Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 1992), «Между весной и летом. Советское концептуальное искусство в эру позднего коммунизма» (совместно с Дэвидом А. Россом; Музей искусств Такомы, штат Вашингтон; Институт современного искусства, Бостон; Центр искусств Де-Мойна, Де-Мойн, штат Айова, 1990–1991), «Зеленая выставка» (Центр современного искусства Exit Art, Нью-Йорк, 1990), «Соц-арт» (Новый музей современного искусства, Нью-Йорк, 1986), «Русский нью-вейв» (Центр современного русского искусства в Америке, Нью-Йорк, 1981). Тупицына — автор нескольких книг, в том числе Moscow Vanguard Art, 1922–1992 (New Haven: Yale University Press, в печати); The Soviet Photograph (New Haven: Yale University Press, 1996); Margins of Soviet Art: Socialist Realism to the Present (Milano: Giancarlo Politi Editore, 1989), а также ряда статей в выставочных каталогах и научных сборниках.
Вход свободный, по регистрации.