Лекция Давида Риффа «Обыкновенный марксизм vs. глобальный фашизм»
13 апреля 2016, 19:00–21:30
Лекторий Музея «Гараж»
В рамках проекта «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые», являющегося частью программы «Полевые исследования» Музея «Гараж», состоится очередное событие — лекция Давида Риффа об антифашистских аспектах трудов Лифшица и их возможной актуальности в наше время.
Начиная с введения к книге «Философия искусства Карла Маркса» (1933), Михаил Лифшиц рассматривал свою теоретическую работу как вклад в борьбу с фашизмом. Это была не просто дань форме: в книге «Кризис безобразия» (1968) Лифшиц стремился продемонстрировать ненамеренное соучастие модернизма в «революции справа». В дальнейшем философ предложил два анализа фашистского искусства Италии и Германии, вошедших в сборник «Искусство и современный мир» (1973). Дневниковые заметки Лифшица, опубликованные в книге «Что такое классика?» (2004), свидетельствуют о том, насколько ключевым было сопротивление фашизму и тоталитаризму для его работы. Лифшиц не только чувствовал свою ответственность за формирование культа личности (он подвергал его тщательному разбору), но также не переставал быть озабоченным подъемом тоталитаризма и фундаментализма в пестром обличье консюмеризма, социальной демагогии и религии. Он предсказал, помимо прочего, рост радикального ислама на руинах нововременного марксизма. Каково значение антифашистского подтекста работ Лифшица в наши дни? Давид Рифф в своей лекции прослеживает развитие позиции философа, приводя примеры из истории искусства и связывая ее с современной ситуацией глобального фашизма, далеко превзошедшего худшие предсказания Лифшица.
Давид Рифф — писатель, переводчик, художник и куратор, работающий в Берлине. Автор множества текстов об истории и настоящем современного искусства в России. В 2007–2009 годах был соредактором отдела искусства интернет-портала Openspace.ru. Он много переводит: последним его проектом является готовящееся к выпуску издание работ советского философа-эстетика Михаила Лифшица. Рифф также выступает в качестве художника, уделяя наибольшее внимание таким совместным проектам, как Группа учебного фильма, Школа английского языка имени Карла Маркса и Институт Лифшица. Среди последних кураторских проектов Риффа: «Принцип Потоси» (в качестве кураторского корреспондента), 2010–2011; 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства в Екатеринбурге (с Екатериной Деготь и Космином Костинасом), 2010; «Понедельник начинается в субботу» (с Екатериной Деготь), 2013. Член Всемирной академии художеств в Кельне, где в настоящее время руководит издательской программой.
Вход свободный