Инсталляция Рашида Джонсона «В нашем дворе»
17 марта – 31 августа 2016
Атриум Музея «Гараж»
Инсталляция нью-йоркского художника Рашида Джонсона «В нашем дворе» — высокая решетчатая конструкция с уникальной живой экосистемой — станет третьим по счету проектом в рамках программы Garage Atrium Commissions.
Устроенная по типу лабиринта, внутри которого могут перемещаться зрители, и обращенная ко всем органам чувств, эта работа включает тропические растения, скульптурные элементы, видеоизображения, звуковое сопровождение и предметы повседневного обихода. Инсталляция погружает зрителя в поэтический мир, объединяющий факты и вымысел, события и их толкование. Это первая работа Джонсона, реализуемая им в России, и самый масштабный проект из всех когда-либо им созданных.
Джонсон впервые посетил Москву в начале 2015 года, когда шла реконструкция нового здания Музея «Гараж», и был вдохновлен архитектурой советского модернистского здания, построенного в 1968 году. Это навело его на воспоминания о поездке на острова Теркс и Кайкос Багамского архипелага с их недостроенными зданиями, заросшими тропической растительностью. Джонсон говорит: «В свое время это место было исполнено ожиданий, но здания так и не были достроены, и это напоминало невероятную деформированную мечту. Можно это по-разному интерпретировать, но я постоянно думаю об этой противоречивости в связи с новой работой, которую делаю в Москве и которая будет расти и меняться в процессе экспонирования».
Описывая свою новую работу как некий «мозг», художник обращается одновременно к «высокой» и «популярной» культуре. Среди его источников — трехмерные конструкции минималиста Сола Левитта, масло семян ши (известное косметическое средство, изготовляемое в Африке), Московский ботанический сад, книги У. Э. Б. Дюбуа, Джеймса Болдуина и Франца Фанона, ряд фильмов — «Рокки IV», «Манхэттен» Вуди Аллена, «8 1/2» Феллини и «В нашем дворе» Оскара Мишо (немой фильм 1920 года, которому инсталляция Джонсона обязана также своим названием). Вместе эти разнородные компоненты образуют своего рода поток сознания, открывающий различные точки зрения на культурные символы и артефакты. Преодолевая расхожие клише класса, нации и расы, скульптура предлагает зрителю довериться своей интуиции и ощущению родства.