Известно, что Лев Толстой гордился своим талантом складывать из бумаги петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, машут крыльями.
При всяком удобном случае великий писатель демонстрировал свое умение. Вот, бывало, приспичит ему сложить петушка, а материала под рукой как назло нет. Тогда в ход шли черновики. Именно поэтому, утверждал Тургенев, граф семь раз «Войну и мир» переписывал.
В черновиках рукописи «Что такое искусство?» Толстой пишет:
«Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство. Не могу не заметить при этом, что это единственное новое произведение в области бумажных петушков, которое я узнал за 60 лет. Поэм же, романов и музыкальных пьес я за это время узнал сотни, если не тысячи. Мне скажут, что это произошло оттого, что петушки не важны, а поэмы и картины, и симфонии важны. А я думаю, напротив, петушки содействуют развитию, а поэмы и картины ни на что не были нужны. Написать картину, поэму, симфонию гораздо легче, чем выдумать нового петушка».
…
Спектакль «Оригами» будет создан на основе импровизаций участников мастерской.
Основные темы этих импровизаций:
Трансформация простых движений и геометрических форм ( «чистый лист бумаги») в изощренные трехмерные пространственно-ритмические структуры, подобно тому как в оригами из квадрата складываются самые разные фигурки.
Поиск возможностей отражения реальных человеческих отношений через наивно-примитивные модели иллюзорного «бумажного мира». Контраст и резонанс темы и формы как способы построения напряженной драматической конструкции.
Противопоставление современного танца с его динамикой и телесностью и бумажной модели мира, с присущими ей легкостью, хрупкостью, непрочностью, наивностью, как инструмент визуальной интерпретации.
Использование элементов церемониала и ритуала (изначальной функции оригами) в современной хореографии.
…
Оставляя на совести гения категоричность утверждения о приоритете бумажных петушков перед картинами и симфониями, в качестве метафоры спектакля «Оригами» можно предложить взмах крыльев толстовского петушка, дергаемого за хвост своим создателем.
Режиссер — Александр Пепеляев
Рекомендованный возраст — 16+