Григорий Леви: «Формируйте коллекцию, исходя из собственных вкусов»
Родился в 1972 году в г. Москве. По образованию… математик. Будучи еще студентом, увлекся искусствоведением, и в 1994 году вместе с другом решил научиться разбираться в антиквариате, совмещая теорию с практикой собирательства и дилерской работой. В 1995 году, после института поступил в аспирантуру Института Проблем Управления, где занимался кибернетическим анализом лингвистических систем. Вдруг однажды решил для себя, что математика не является первостепенным приоритетом в его жизненных интересах. Закончил аспирантуру, но защищать диссертацию по специальности не стал, все свои усилия отдав образованной в это время «Русской Антикварной Галерее». Счастлив, что занимается любимым делом.
- Григорий, «Русская Антикварная Галерея» существует уже более 10-ти лет. Как изменилась ситуация на рынке по сравнению с тем, что было 5 или 10 лет назад?
- Конечно, рынок сильно изменился. Раньше, до 90-х годов, коллекционированием старины занимались в основном люди, близкие к миру искусства, творческая интеллигенция, ученые. Затем в связи с новой ситуацией антиквариат начали покупать довольно стихийно. И чаще люди состоятельные, больше ради престижа, нежели ради любования прекрасным. Покупали иногда все подряд. Теперь же наметилась стойкая тенденция к системному коллекционированию. То есть, появилось довольно много людей, которые систематически приобретают предметы искусства. Постоянно работают с какой-либо галереей или арт-дилером, прибегают к консультации знающих людей. Стараются разобраться в том, что они покупают. Развивают свой эстетический вкус
- На что нужно ориентироваться при подборе коллекции?
- Я всегда рекомендую ориентироваться на свои личные пристрастия. Ведь приобретенные предметы – будь то картины или другие вещи – будут находиться в вашем доме. И они должны нравиться вам и вашим близким. Поэтому, стоит определиться с тем, что вы предпочтете – возможно, посмотреть художественные альбомы, посетить выставки и аукционы.
Бывает и так, что со временем человек понимает, что ошибся или ему перестает нравится то, что он покупал до этого. Тогда предметы обычно продают. А вот страсть к собирательству остается. И человек собирает новую коллекцию.
- К чему должен быть готов коллекционер?
- Часто для того, чтобы найти то или иное произведение, нужно время. За пару дней этого не сделать. И временной период может быть различен – от нескольких часов до многих лет. К тому же коллекцией во многих случаях необходимо управлять. Управление означает, прежде всего, подбор и приобретение новых произведений, и показ того, что уже имеется в наличии, также иногда и смену приоритетов, продажу некоторых предметов. Конечно, этот момент более актуален, когда собрание рассматривается, в основном, как выгодное вложение, инвестиции в искусство.
- Расскажите подробней об инвестиционном коллекционировании. Что это такое?
- Сегодня вложение средств в антиквариат очень популярно и среди финансовой элиты. Во многом потому, что многие действующие активы – финансовые инструменты или недвижимость – перестали быть также доходны, как раньше.
В инвестиционном коллекционировании на первый план выходит именно выгодность вложений. Здесь нужно учитывать не просто свой вкус, но и конъюнктуру рынка. Не последнюю роль играют и мода, и повышение или снижение интереса аудитории к тому или иному направлению, стилю или художнику. В то же время модные тенденции могут сыграть злую шутку. Необходимо понимать причины роста цен в каком-либо сегменте: мода вызывает часто краткосрочный всплеск, приобретенные на его волне предметы вскоре приходится продавать, и непрофессионалу не всегда удается сделать это в срок и с выгодой.
- А что сейчас модно, что востребовано на рынке?
- Как и раньше, поскольку мы в России живем, популярны у нас русские художники. Интерес к ним всегда высок. Это и художники русской классической школы первой половины XIX века, и передвижники, и русские импрессионисты и художники авангардного направления. Особое место у входивших в объединение «Мир искусства» театральных художников. Сейчас стабилен спрос на нон-конформистов эпохи 60-х 70-х годов XX века. Появляются новые и вспоминаются незаслуженно забытые имена. На пике интерес к произведениям К. Сомова, З. Серебряковой, К. Коровина. Стабильно растут цены на живопись шестидесятников О.Рабина, Вл. Немухина, других участников «бульдозерных» выставок. Можно назвать и еще несколько, не столь известных, но весьма интересных имен. Это, например, такой художник как Юрпалов, входивший в состав Лианозовской группы, или Алексей Колли из студии Э. Белютина. В моде и так называемый Соцреализм.
Стильных предметов русской мебели очень мало на рынке, то же самое можно сказать и о фарфоре, стекле…
- Из чего кроме моды, складывается цена той или иной вещи?
- Самым распространенным заблуждением является утверждение, что, чем предмет старше, тем его стоимость выше. Это категорически не так! Простой и понятный пример – картина кисти Айвазовского стоит много дороже, чем полотно неизвестного художника-любителя XVIII века, так как картина мастера обладает большей именно художественной ценностью.
Есть вещи, созданные в русле того или иного стиля, но невероятно неординарные и выдающиеся. Эта единичность, непохожесть, так сказать, эксклюзивность также повышает их цену. Может быть это – первый экземпляр из серии, или предмет мебели из гарнитура, сделанный мастером, тогда как остальные были выполнены его учениками. В живописи как и в других видах искусства важнее всего мастерство, но не последнюю роль играет и сюжет картины. Таких факторов множество.
Еще один немаловажный момент – как вещь сохранилась, насколько качественно и правильно была отреставрирована.
- Влияет ли на цену история происхождения предмета – его провенанс?
- Да, конечно, происхождение и история бытования предмета может повысить цену очень значительно. Они служат и нелишним доказательством в определении подлинности предмета. Хотя я, пожалуй, отнесу себя к тем, кто относится к легендам о предметах с настороженностью. Часто приходится сталкиваться с тем, что такие истории намеренно сфальсифицированы. В большей степени, провенанс влияет на цену на Западе, где историю вещи можно проследить иногда на протяжении многих не десятков даже, а сотен лет. В России же решающую роль играет все же мнение экспертов о подлинности и художественных качествах. Конечно, захватывающая история вещи интересна, но только лишь на нее ориентироваться, пожалуй, не стоит.
- Как и где хранить коллекцию?
- Есть масса вариантов. Иногда коллекции навсегда остаются составляющей частью интерьера дома. Иногда они располагаются в специальном помещении. Часто коллекции или отдельные произведения владельцы оставляют в галереях и музеях или постоянно выставляют на выставках. Такой вариант более характерен и для инвестиционного антиквариата. Инвестору важно, чтобы шедевры постоянно были «в обороте» и «приносили пользу».
- Кроме картин «Русская Антикварная Галерея» занимается еще и мебелью. Популярна ли старинная мебель и есть ли на нее спрос сегодня?
- Не только мебелью. В галерее представлены осветительные приборы, бронза и серебро, фарфор и стекло, часы и многое другое. Нам интересно все, что составляет интерьер дома, окружает человека, сопровождает каждый миг его жизни. Да, старинная мебель приобретает все большую популярность. Причем, не только у частных лиц, но и как офисный вариант. Антикварная мебель свидетельствует о высоком статусе владельца, подчеркивает его респектабельность и хороший вкус. В последние годы все чаще такую мебель приобретают для общественных интерьеров – офисов, банков, а также дорогих клубов и ресторанов.
Уверен, старинная мебель намного более современной подходит для частного интерьера. Кроме того, что каждый предмет неординарен, эта мебель отличается высочайшим уровнем качества, и, кстати, со временем не только не теряет в цене, но часто дорожает. К тому же, она никогда не выходит из моды. Если же через несколько лет вам надоест обстановка – ее, в отличие от мебели современной, можно будет успешно продать.
Часто антикварную мебель используют, чтобы оживить, украсить и ультрасовременный интерьер, где все подчинено стандартам.
- А вы в своем приватном пространстве предпочитаете старинную мебель?
- Конечно, я считаю, что такая мебель намного более удобна. Раньше делали вещи, соразмерные человеку, соответствующие жилищу. В общем, все в них было для человека…
- Что, на ваш взгляд, должно быть отличительной чертой хорошего антиквара?
- Мне кажется, что кроме основных искусствоведческих знаний и способности ориентироваться в ситуации на рынке, умения общаться с заказчиками, предугадывая их желания, и других профессиональных умений, – важно получать удовольствие от общения с прекрасными вещами. Это надо любить.
- Лично вы занимаетесь своей работой «по любви» или «за деньги»?
- У меня замечательное сочетание. Я люблю свою работу, при этом зарабатываю деньги. Антиквариат действительно очень интересный бизнес. Здесь каждый предмет наделен собственной историей. Ты узнаешь все больше и больше о мире прекрасных вещей. Иногда, привязываешься к вещи так, что ее жалко даже продавать. Предметы эти имеют свой характер.
Очень мне интересны также люди, занятые коллекционированием. Каждый собиратель – это отдельный мир, очень и очень непохожий на других.
- Какой клиент наиболее предпочтителен с вашей точки зрения?
- Конечно, удобно работать с постоянными клиентами. Такие люди общаются с нами уже давно. Они постепенно определяются со своими вкусами и пристрастиями. Мы ищем для них новые интересные вещи. Когда сотрудничество продолжается годами, такой человек воспринимается не столько как клиент, но как партнер. Многие с годами стали нашими друзьями.
Очень интересная для нас группа – заказчики, приходящие со своими дизайнерами. В таком сотрудничестве можно скорее быть уверенным, что подобранная вещь – картина, мебель или любой другой предмет – будет «точным попаданием в цель». Просто потому, что профессионал всегда знает, что именно ищет. И находит. Да и нам таким образом работать интересно. Прекрасно, когда вещь попадает в интерьере на свое место, вписывается в обстановку и пространство человеческого бытия. Наблюдая такую картину, я получаю от своей работы неподдельное удовольствие.
- Наверное, это во многом определило концепцию вашего второго вашего салона, расположенного в дизайн-центре «Дрим-Хаус» на Рублево-Успенском шоссе?
- Вы правы. Нам удалось, как мне кажется, создать великолепный классический интерьер, который как нельзя лучше подходит для того, чтобы в выгодном свете представить мебель, картины, другие интерьерные предметы. Можно долго рассказывать о том, как нам все замечательно удалось. Но лучше один раз его увидеть, посетив наш салон.
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана
Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.