Показ состоится 15 мая 2014 года в 14 часов.
Государственный музей-усадьба "Архангельское" представляет выдающиеся интерьерные ансамбли, облик которых сложился к 1816 году. Они вновь открываются для посетителей музея впервые после 1985 года. Восстановлению экспозиции предшествовала реставрация помещений. Предметы обстановочного комплекса, произведения изобразительного искусства также прошли реставрацию, их пристальное изучение вместе с анализом архивных источников дало много новой историко- художественной информации.
АНСАМБЛЬ ПАРАДНОЙ СПАЛЬНИ по красоте убранства не уступает парадным опочивальням европейских дворцов XVIII - начала XIX вв. В России сохранились или восстановлены лишь единичные интерьеры парадных спален (Петергоф, Ораниенбаум, Павловск, Гатчина, Кусково). Но только в Архангельском, где полностью сохранился архитектурный интерьер и обстановочный комплекс, в настоящее время восстановлена и композиция ансамбля в стиле ампир. Необычная черта ансамбля - переосмысление мебельных форм, восходящих к 1770-м - 1780-м гг. и видов ткани, свойственных XVIII веку (штоф), в решении ансамбля 1-й четверти XIX века.
В Парадной спальне царит симметрия, торжественный ритм коринфских колонн и пилястр. Единое цветовое решение основано на сочетании голубых и серебристых тонов. Мебель (кресла двух видов, кровать), рамы зеркал и картин - серебрёные, как и фигура орла над балдахином кровати ("империалом"). В тканевом убранстве применены ниспадающие драпировки, полотнища полога подвязывались декоративными кистями к резным серебрёным колчанам в изножье кровати. Использованы дорогие шёлковые ткани: штоф, тафта и муар, украшенные драгоценным шитьём, позументами и серебряными кистями. Сохранилась значительная часть старинного шитья серебряными нитями, утраты дополнены специально изготовленными современными образцами, воссозданы и ткани, повторяющие сохранившиеся оригинальные.
По преданию, интерьер, именовавшийся иногда "Парадной спальней герцогини Курляндской", был устроен князем Николаем Борисовичем Юсуповым в память о его сестре Евдокии Борисовне (ум.1780), супруге герцога Курляндии и Семигалии Петра Бирона. Легенда нашла частичное подтверждение: в Архангельском при создании ансамбля по воле князя Н.Б.Юсупова в 1810-е гг. могли быть использованы элементы "кроватного убора", ранее принадлежавшего герцогине (такие тканевые ансамбли высоко ценились, входили в приданое знатных особ, служили дипломатическими подарками). Картины французского живописца XVIII в. Ш.А.Ван Лоо "Пневматический опыт" и "Электрический опыт", всегда размещавшиеся в Парадной спальне, были ещё одним "воспоминанием" князя Юсупова о Веке Просвещения.
ЮЖНЫЙ САЛОН ЮБЕРА РОБЕРА - один из двух интерьерных ансамблей в парадной анфиладе дворца, носящих имя выдающегося мастера французского классицизма Юбера Робера (1733- 1808), "отличного живописца античных руин", как называл художника Дени Дидро. Архитектура восьмигранного зала напоминает парковый павильон. Простенки, украшенные картинами, чередуются в них со сквозными проходами в соседние помещения и в усадебный парк. Декор потолка и фризов стен организован ритмическим расположением гризайльных орнаментов классицизма, в которые включены медальоны с полихромными цветочными букетами. Предметы обстановки тактично дополняют ансамбль, в котором первенствует живопись.
Цикл из четырёх пейзажей 1779 г. входил в собрание князя Николая Борисовича Юсупова и считался лучшим из произведений художника, находящихся в России, и по качеству живописи, и по размещению в интерьере. Полотна представляют вариации на тему величественных античных развалин в безмятежном пейзаже. Отдельные мотивы восходят к известным древним памятникам Италии, но их сочетание и расположение в природном окружении - плод фантазии художника. Декоративные ансамбли Робера в неизменном виде вместе с другими художественными элементами интерьера сохранились в нашей стране только в Архангельском. Полотна покидали свое историческое место лишь на время реставрации дворца.