В музее-усадьбе «Архангельское» хранится одно из самых значительных собраний французской живописи в России, насчитывающее около 100 картин. Не случайно именно французской школе посвящён научный каталог, подготовленный в музее в 2011 году. Ядро коллекции французских мастеров составляют полотна, купленные владельцем усадьбы князем Н.Б.Юсуповым, который был известным русским коллекционером и меценатом конца XVIII – первой трети XIX века.
В собрании представлены основные этапы развития французского искусства: классицизм XVII века (Ш.А. Дюфренуа), рококо (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Ш.А. Ван Лоо), академическая живопись XVIII века (Г.Ф. Дуайен), неоклассицизм (О. Бернар де Ниор, Л. Гоффье). Гордость музея – картины крупнейшего пейзажиста XVIII века Юбера Робера: на выставке представлено 6 его полотен из 10 хранящихся в музее, в т.ч. декоративный ансамбль из четырёх живописных панно 1801 года. Четырьмя картинами представлено творчество Клода Жозефа Верне, причем одна из его работ – «Кораблекрушение» – была написана по заказу Н.Б.Юсупова.
Особое место занимают в собрании картины современных французских художников, которые Юсупов приобретал во время своих визитов в Париж. Так, он стал первым в России обладателем работ Ораса Верне («Турок и казак»), Маргерит Жерар («Урок музыки»).
В Архангельском хранится превосходная коллекция французского портрета, в том числе произведения Жана Лорана Монье, Луизы Элизабет Виже-Лебрен. Особый интерес представляют произведения Никола де Куртейля, творчество которого было тесно связано с усадьбой Архангельское.
Выставка, наряду с изданным каталогом, знакомит с результатами научных изысканий последних десятилетий. Среди новых атрибуций – полотно раннего периода неоклассицизма «Орфей» Луи Гоффье. Выявлен автор картины «Аполлон и Дафна» Жак Дюмон, прозванный Римлянином. Образец идеального пейзажа начала XVIII века – парные полотна «Замок на горе» и «Закат солнца» – определены как работы Пьера Саломона Доманшена де Шаванна, работавшего при дворе Людовика XIV, а затем и Людовика XV. Серия пейзажей 2-й половины XVIII обрела имя автора – замечательного пейзажиста Пьера Жака Волера. Появилась новая информация об авторе картины «Амур и Психея» Огюстене Бернаре д’Ажесси, уроженце города Ниор. Впервые публикуется трогательный «Портрет девушки в чепчике» кисти неизвестного живописца, принадлежащего к кругу Жана Батиста Грёза. Многие картины, которые экспонируются на выставке, мало известны не только широкому зрителю, но и специалистам.