Андрей Бойко (Владелец яхт-клуба "Буревестник"): "Яхты - это дома, которые умеют плавать".
Яхты - это престижно, модно и невероятно красиво. В последнее время все больше жителей нашей страны, живущих вдали от морей и океанов, начали активно приобщаться к яхтингу.
Что ожидает посетителей грядущего "Буревестник Boat Show"? Обо этом и многом другом "Бизнес-Стилю" рассказал владелец яхт-клуба "Буревестник" Андрей Бойко.
Бизнес-Стиль: Андрей, чем, по-вашему, объясняется возросший спрос на яхты у российских потребителей?
Андрей Бойко: В России этот спрос не так давно возник. В СССР яхтинг как таковой развивался в рамках парусного спорта, который в свою очередь был включен в олимпийскую программу. Однако с развалом СССР произошло угасание интереса. Некоторые изменения стали возникать с появлением популяции "новых русских" (в хорошем смысле этого слова), когда отдых на воде стал закономерной и логичной потребностью. К концу 90-х гг. появились первые импортные лодки (польские, американские). Ну а дальше интерес, а соответственно и спрос, стал расти уже очень быстро. Те, кто приобрел первую лодочку, стал интересоваться чем-то большим, не последнюю роль играло и «сарафанное радио». Люди начали потихоньку выезжать за границу - в Ниццу, Канны, Сан-Тропе, добрались до юга Италии. Стало понятно, что просто так лежать на пляже неинтересно. Оказалось, что лодки можно брать в чартер, но этого мало, во-первых потому, что в России чартер не существует как бизнес, во-вторых каждый день на арендованную яхту ездить не будешь, а хочется пользоваться лодкой часто и не отъезжая далеко от дома. Поскольку в Москве сосредоточено максимальное количество людей, способных позволить себе приобрести лодки, началось освоение ближайших вод - системы водохранилищ канала имени Москвы. И преимущество здесь одно, но весомое: работая в Москве, вы не способны перенести свой бизнес на море. А так - вы ежедневно можете пользоваться своей лодкой.
Б-С: На сегодняшний день яхты - это больше элемент имиджа или все-таки спорт, отдых на воде ?
А.Б.: И то и другое. Вообще, лодку покупают те люди, кто реально ощущает в этом потребность. Они понимают, что будут ей активно пользоваться, и тогда возникает второй вопрос: каково назначение будущего судна? Вот тут уже во многом встает вопрос имиджа. Например, мне нравится рыбачить, но только для лова достаточно купить обычную лодку, приделать мотор - и все. Но, очевидно, с точки зрения имиджа это не слишком удачный шаг. В свою очередь существует много яхт, которые покупают, чтобы подчеркнуть свое финансовое положение, и при своих небольших размерах они стоят выше 700 тысяч евро. А есть и еще один подход, условно говоря, коллекционерский. Например, вот такие лодки (на фото) были построены 40-50 лет назад, верфь, их изготовившая, имеет 100-летнюю историю, и их стоимость более чем в два раза превышает стоимость современных аналогов. Потому что это уже не просто судно - это культ.
Б-С: Насколько состоятельным должен быть человек, чтобы позволить себе яхту? Каков диапазон цен?
А.Б.: Безусловно, наши клиенты люди обеспеченные. Однако градации, естественно, есть, и их довольно много. Например, если цена яхты - 150 млн евро, то покупатель должен как минимум быть известен читателям деловой прессы. Если речь о начальном капитале, то самые доступные лодки можно найти и по цене порядка 50 тысяч долларов. Ну а кроме самой цены судна, нужно понимать, что, как считается, содержание обходится в 5-7% от стоимости лодки в год.
Б-С: Целесообразно ли покупать яхты на российских выставках, а не у заводов-производителей?
А.Б.: Яхтенный бизнес, по большому счету, сезонный. Начало сезона - в мае, окончание - в октябре. Обычно к началу сезона большинство лодок, особенно в разделе от 20 метров и выше, уже проданы. Они строятся на заказ и распродаются задолго до того, как начинают производиться. Да и вообще таких лодок строится очень мало. Завод считается большим, если он в год выпускает от 300 до 350 судов, включая самые маленькие, которых в месяц выходит 2-3, и самые большие (70-120 футов), которых строится максимум 5-6 в год. При этом нужно понимать, что эти 6 лодок строятся из расчета, можно сказать, на весь земной шар. Соответственно, когда у нас зима, есть южное полушарие - Автралия, Новозеландия, где царит лето. И в этих регионах также развивается яхтинг, два года назад на рынке появились Китай, Эмираты. В любом случае из шести лодок одна уходит в те регионы. Остается 5, из которых 2 пришло в Европу, 1 в Америку, 2 в Россию. Поэтому если говорить о том, где купить и когда, то безусловно можно рекомендовать покупать на выставках. Просто, чем сложнее и больше лодка, чем дольше ее надо ждать, тем меньше шансов получить ее в разделе cash&care.
Б-С: Расскажите подробнее про "Буревестник Boat Show", которая пройдет в сентябре.
А.Б.: Осенние выставки интересны тем, что в этот период начинается закладка тех лодок, которые будут готовы к весне следующего года. Соответственно, те суда, которые еще не нашли своего владельца, могут быть проданы на выставке и в дальнейшем специфицированы под нового хозяина. Что касается нашей осенней выставки, то могу сказать, что там будет несколько премьер: Sunseeker Yacht 82 (первая 82-футовая яхта, которая вообще заходит в Россию от завода Sunseeker), будет яхта Sunseeker Predator 72 - тоже уникальная яхта, такой еще в России нет. При этом обе они максимально специфицированы, отделаны, кастомизированы (выполнены под заказ владельцев). Фактически это не только образец корпуса, это демонстрация возможностей, которые реализовал завод во время строительства. У Fairline будет первая пришедшая в Россию и выпускающаяся только с этого года яхта Squadrone 78. Из сверхскоростных мы представим Cigarette длинной в 48 футов. В прошлом году на тестовых испытаниях мы разгоняли ее до 188 км/час. В этом году она показала на Волге 204 км/час. Для справки: судно на подводных крыльях, например ракета или метеор, идет со скоростью 55-56 км/час. Из раздела суперскоростных у нас будет Cigarette, у которой два двигателя по 1075 лошадиных сил, соответственно с совокупной мощностью 2150 лошадиных сил.
Б-С: А насколько такие скоростные лодки применимы к российским реалиям?
А.Б.: Применимо абсолютно все. По нашим дорогам ведь ездят замечательные мотоциклы Augusta, линейка суперкаров, начиная и заканчивая всеми итальянскими производителями, английские суперкары из разряда грандтуризмо. Всегда возникает вопрос "зачем?" Просто для того, чтобы было комфортно и удобно. Если говорить о лодках, то быстро ездить - это огромное удовольствие. У нас нет никаких ограничений по скорости, поэтому вся ответственность лежит на судоводителе. Если ваша лодка может идти со скоростью 200 км/час - наслаждайтесь! Только не забывайте одевать шлем, потому что просто обычная муха, попавшая в лоб на такой скорости, в принципе может лишить вас сознания. Что касается больших лодок, то это вопрос комфорта. Яхты - это те же самые дома, только они еще умеют плавать.
Б-С: Возвращаясь к "Boat-шоу", в чем заключается само шоу?
А.Б.: Что касается "Буревестника", то это вообще не выставка. В прошлом году мы окончательно определили для себя все-таки, что же это такое. Это скорее некое светское мероприятие на тему яхтинга, отдыха на воде, стиля жизни рядом с водой. Основная задача выставки - показать возможности современного яхтостроения и продемонстрировать потенциальным покупателям возможности этих судов. Почему это светсткое мероприятие? Потому что мы не ограничиваемся просто демонстрацией лодок. Для посетителей выставки в прошлом и позапрошлом году, например, организовывали тест-драйвы. Лодки периодически выходили в акваторию, и можно было посмотреть, как они ведут себя на воде, как управляются, маневрируют, насколько стабильно держат волну. Кроме того, планируется вечерняя музыкальная программа, как это делается в большинстве яхт-клубов и boat-шоу за рубежом. Очень четко отобрана целевая аудитория. Именно поэтому с нами на четвертой выставке подряд будут и автомобильные бренды, и ювелирные, и fassion, и компании, специализирующиеся в разделе премиум. То есть представители тех разделов luxury, которые непосредственно связаны с яхтенным бизнесом. Выставка будет проходить три дня. Пятница больше рассчитана на прессу и на наших партнеров, которые приезжают из других городов. Суббота - культовый день, потому что это первый выходной день и это семейный отдых, вечером - музыкальное событие. Ну а в воскресенье - короткий день. У нас нет задачи собрать миллионы зевак, и тем не менее это день открытых дверей.
Б-С: Наверняка на "Boat-шоу" будут люди, подыскивающие себе яхту. Подскажите, как правильно выбрать судно и на что стоит обратить внимание в первую очередь?
А.Б.: В первую очередь надо определить бюджет и в рамках него выбрать несколько представленных на рынке производителей. Если ваш бюджет до 150 тысяч, ваша яхта - американка. Ни при каких обстоятельствах не стоит надрываться и тянуться в европейские, лодки - это всегда дороже, плюс курс доллара и евро сегодня, естественно, в пользу доллара. Если бюджет свыше 500 тысяч, стоит смотреть на европейские бренды. Отличительная черта европейских лодок - богатая отделка и использование натуральных материалов в отделке. Дальше надо посмотреть, что радует глаз с точки зрения обводов и внешних форм. Здесь стоит слушать только себя и никого другого. В итоге вы будете выбирать из двух-трех производителей. В этот момент озадачьтесь техническими характеристиками: мощностью двигателей и скоростью, которую яхта будет развивать. Всегда надо сравнивать одноклассники, и хорошо понимать, что любой завод-производитель тоже играет на рынке. Основную разницу в цене составляют главные двигатели, количество вспомогательных двигателей, генераторов, количество кают. Надо понимать, что если разница в цене между двумя сравниваемыми лодками (одной категории) больше 3%, то вы сравниваете не одинаковые лодки.
Б-С: Каковы перспективы развития яхтенного бизнеса в России?
А.Б.: Яхтенный рынок развивается сумасшедшими темпами, по сути, удваиваясь каждый год. Поэтому жаловаться не приходится, мы очень довольны результатами, которые есть уже сейчас. Ну и, естественно, планируем развиваться дальше, в том числе за счет активного продвижения в регионы.
Беседовал(а): Хасина Мария
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.
Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана