Александр Билецкий: «Надо уметь выходить за пространственно-временные рамки»
Дом-теремок с резными наличниками — это место обитания самого хозяина, и Центр традиционного искусства и ремесла «Сень». Попасть сюда не сложно: сворачиваешь на 67 км Новорижского шоссе и попадаешь на тихую пустынную узкую дорогу, идущую вдоль скромных деревенек. В одной из них — Агарково — и живет Александр Владимирович Билецкий, создатель Центра ремесел, объединяющий мастеров из разных мест, которые делают необычные вещи по старинным технологиям...
На входе нас встречают дружелюбные собаки, к которым позже присоединяются и не менее дружелюбные коты. В начале участка стоит живописная деревянная часовенка, и не менее живописная лодка «кижанка».
«Ее создал мой друг Феодосий Травин, историк по образованию, — рассказывает хозяин. — Сейчас он находится в „одиночном плавании“, в деревне Фомина Гора в Вологодской губернии. На лодках, которые он вязал и смолил, он сам пересекал Белое море. А еще он восстанавливает древние книги, переписывая их собственного изготовления красками и в той же древней технике, изготавливает традиционную одежду, обувь, рубит вручную избы и живет, кормясь с огорода».
Потом мы проходим на открытую террасу дома. Тишина стоит дивная, и лишь лягушки оглашают ее своим громким кваканьем — за террасой видны два красивых прудика. Воздух наполнен запахом цветущей черемухи. Внизу, к деревянной стене прислонено огромное ржавое колесо. «Это от наполеоновский армии, — поясняет Билецкий. — Много кто приходил в эти места — и французы, и поляки, и целая немецкая дивизия. Вот все, что от них осталось».
Сам деревянный двухэтажный дом — уютное и комфортное деревенское жилье со светлой комнатой для тех, кто приезжает сюда заниматься лицевым шитьем (образцы этой красоты представлены в доме), большой горницей для прочих занятий. У стены стоит бочка с кочергой. «Недавно у нас проходил Фестиваль по окраске тканей методом „кубовой-набойки“. Приехали 30 женщин — из Питера, Москвы, Курска, Екатеринбурга, Сергиева Посада — рассказывает Александр. — Приехал уникальный коллектив „Русские начала“ занимающийся изготовлением традиционного русского костюма, многие состоят в Союзе художников России: Татьяна Валькова, Марина Бирюкова, Марионилла Саламатова и др. В бочке под восторженные женские звуки размешивалась во время Фестиваля диковинное варево зеленого цвета, в которое периодически добавлялись самые причудливые ингредиенты; включая натуральное индиго. Все это пузырилось, а затем в бочку опускались первоначально белые ткани с набивкой вапой. Доставались же из бочки ткани желтого цвета, который на глазах синели. После этого фестиваля я стал немного понимать средневекового мужчину, который серьезно опасался женских собраний с „волшебным зельем“. Это, конечно, шутка.
Кстати, сейчас на земле всего три места, где практикуется кубовая набойка. Главным образом в Индии. А вот натуральным индиго окрашивают все в Африке племя туарегов, обитающее в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. А так-то — все в мире, в основном синтетическое».
В уютной комнате хозяина — постель, покрытая лоскутным одеялом и печь с красивыми изразцами. «Это изразцы Дарьи и Ирины Куприяновых, — поясняет Билецкий. — В Звенигороде живет удивительная семья Ильи Куприянова, в которой все до одного керамисты. Причем так было с древних времен».
Потом мы сидим на террасе, пьем вкусный чай с самодельным бездрожжевым хлебом и душистым вареньем и беседуем...
Александр, расскажите, с чего все началось? Как вы решили переехать в деревню и создать свой центр ремесел?
В Москве жизнь жесткая. Это город, где живут в основном люди сильные, оторвавшиеся от своих корней и добравшиеся до Москвы — город рамок и пробок. Говорят, коренные москвичи массово покинули Москву в 1812 году. При этом в столице еще осталось немного из тех, кто и делает Москву Москвой, сохраняя её тончайший культурный слой. Но, это очень тяжело. Москва сегодня — это культурный Сталинград, а у нас тут лазарет.
Идея Центра русских технологий, традиций, образа жизни и культуры появилась у меня раньше, чем идея о переезде в деревню. Я был горожанином, и мысль о жизни «на земле» казалась мне фантастичной. В конце
То есть ваше попадание сюда было некой случайностью?
Тут я хочу рассказать анекдот: армянское радио как-то спросили: какая разница между кагэбэшниками и верующими людьми? Ответ был таков — и те, и другие не верят в случайность. А вообще я сделал все, чтобы не дать себе путей к отступлению. В начале века у меня была однокомнатная квартира в Москве. И я начал с того, что продал её. Далее на все вырученные деньги купил материал и осваивал его до 2010 года — 8 лет. Материал тогда стоил не так дорого, как сегодня, впрочем, и цены на однокомнатную квартиру были не столь высоки. Надо учитывать, что здесь не было никакой фирмы, проект дома — мой и воплощал его только с помощью друзей.
Иногда гости говорят: хочу такой же терем в деревне. Я спрашиваю: «Какое у вас жилье в Москве?» — «Трехкомнатная квартира» — «Так продавайте, я вам в три раза лучше терем построю», — «Нет, — говорят. — Хочу и квартиру в Москве, и такой же терем здесь. И тогда я отвечаю: «Читайте „Сказку о рыбаке и рыбке“ Александра Сергеевича Пушкина».
В Москве бываете нечасто?
Да, редко. Не так давно, после нескольких лет отсутствия, не смог «въехать» в Москву. Проехал МКАД, попал в пробку, бросил машину, вернулся домой на электричке, и после просил сына перегнать автомобиль в деревню. А ведь получил права в 1981 году, но это мне уже не помогает.
А сын не хочет уехать из Москвы в сельскую местность?
Хочет, но по-своему, у него своя жизнь. Подыскиваем место, обсуждаем. У него на все свое мнение. Я с детства относился к нему с уважением, и называл по имени и отчеству.
Но я так понимаю, вы не делаете большого акцента на жизни на основе натурального хозяйства?
Я высаживаю кабачки, помидоры, огурцы и даже арбузы. Но, в этом году пока с грядками не поспеваю. Есть у нас в Центре и корова, но она живет не здесь, а на близлежащей ферме. Сейчас есть удобная система: покупается корова за 50 тыс. рублей и размещается на ферме у людей, всерьез увлеченным животноводством. Корова дает около 400 л молока в месяц, и 90 л при этом получают те, кто разместил на ферме корову. Причем «получают» не только в виде молока, а также в качестве масла, кефира, йогурта, сметаны. Приезжаешь туда раз в неделю — и все приготовлено. Корова «работает» лет 9. Нас эта система вполне устраивает.
Сейчас важно корневую систему укрепить, времени на все не хватает. Делать все самому это замечательно, но даже у Юлия Цезаря не получилось, — надорвался. Ведь, существует, в конце концов, и система взаимопомощи — я человеку колодец, а он мне продукты.
Вообще, я против всяких перегибов. Если есть блага — электроэнергия, машины, то надо их использовать. То, есть вовсе не обязательно в деревне жить при лучине и копать землю палкой. Но, зато в деревне легче избегать всего разрушительного и ворующего время. И мы стараемся.
К примеру: у нас в деревне нет телевизоров. 12 июля 2000 года на деревне состоялся праздник — мы в пруду торжественно утопили все телевизоры. Интернет иногда есть, но ведь он предназначен для свободных людей. А зомбоящики все утопили.
Получается, здесь живут ваши единомышленники?
Конечно. Иногда, только в этом доме, собирается до 60 человек.
А газа в деревне до сих пор нет?
Нет, да и свет не всегда бывает, спасает генератор. До ближайшего газифицированного селения 16 км.
Ваше основное занятие — возведение храмов?
Да, у нас есть артель, в которой собраны и плотники, и люди других специальностей. В основном занимаемся церковным строительством, возводим часовни и храмы. Теми способами, которыми это делалось до XVIII века. То, есть работаем в традиционной технике рубки Русского Севера, без всяких пилений и нанотехнологий.
Мы называем это скорее реконструкцией. Иногда «заказчики» не понимают специфику нашей работы. Просят: «возведите деревянный храм за неделю, мы читали, якобы „как обыденный“ это возможно». На, что приходится, шутя возражать: Да, и мы читали сказку, о том, как женщина в три дня зачала, выносила и родила богатыря. Так вот, найдите нам ту женщину, пусть родит богатырей... и с ними за неделю все Вам построим. Проблема современной реальности состоит в том, что люди живут в виртуальном мире — в играх типа «Веселого фермера» — нажал на кнопочку и все само собой делается. А в жизни такого нет.
Но, иногда происходят у нас и другие проекты. К примеру, сейчас делаем один такой — «домик Ковпака» в деревне неподалеку. Задача необычная — с виду даже в чуть перекошенном обычном деревянном доме, (не отличающимся «по виду» от своих соседей) создать внутри — высокого уровня отделки и комфорта квартиру. Вот такой заказ.
Но вы ведь не всегда были плотником и храмоздателем?
Нет. Сначала я закончил Смоленское высшее зенитно-ракетное инженерное училище и стал зенитчиком, а в 1994 году, после окончания философского факультета МГУ, уже стал ракетно-зенитчиком с философским уклоном, а это уже прямой путь в плотники.
А как вы научились плотничать?
Да, просто захотелось делать, хоть небольшую, но реальность. Такую, что бы с ней приходило ощущение счастья, и возможность выхода за пространственно-временные границы. В этом деле, помогает по вере Бог.
Вы сами учились работать с деревом?
По-разному, но в любом деле есть мастера, уроки которых поднимают твой уровень. К примеру, замечательный мастер Петр Карелин из Петрозаводска, другие мастера. Кстати, а знаете ли Вы о том, что на плотника в России обучает только один лицей в Москве — № 26. А вот в маленькой Швеции 22 постоянно действующих плотницких центра, куда может прийти поучиться любой желающий.
Я так понимаю, что центр ремесел — это абсолютно некоммерческое предприятие?
Совершенно верно. Это своеобразный клуб по интересам, где мы собираемся, общаемся, творим. Здесь нет изможденных учителей и умученных учеников. Здесь собираются те, кто уже достиг профессионализма в своем деле и получает от него огромное удовольствие. Живем без спонсоров, на то, что заработали. Все, что я зарабатываю, вкладываю в Центр, потому, как он мое дело. Когда проходил фестиваль кубовой набойки, участники заплатили приглашенному мастеру, но сам Центр на занятиях не зарабатывает.
Там, где существует коммерция, трудно живется пользе. Да и любви за деньги не бывает.
Темы семинаров делаем самыми широкими — нам все интересно. Недавно вот был семинар по теплому дому. Интересуют нас и соломенные дома. Хочется, всего «настоящего». Слишком много сейчас фиктивного, сугубо демонстрационного продукта.
Читала, что при центре существует и консультационно- экспертный совет, где можно совершенно бесплатно получить добрый совет?
Да, любой приезжающий сюда, может получить консультацию — с удовольствием все расскажу на безвозмездной основе. Мой выезд на место будет стоить дорого. С другой стороны, это дает Центру необходимый доход.
Дети тоже приезжают сюда учиться?
Дети приезжают, например, пекли тут на днях колобок, но в целом наш Центр ориентирован все-таки на взрослых.
Знаю, к вам приезжает много гостей? Не только с целью потворить, но и пообщаться с природой?
У нас нет никакой платы за проживание и нахождение, но так, как у нас все-таки православный центр, то настроение «шашлык с водочкой» здесь не прокатывает. Через этот фильтр и проходят люди. И затем мы вместе печем очень вкусный хлеб на закваске, а по вечерам играем на пианино, и наслаждаемся музыкой. Некоторые приезжают что бы «попробовать себя в конкретных делах». Например, одна женщина, всю жизнь проработавшая бухгалтером в какой-то крупной организации, вроде Газпрома, приехав, сказала: «я никогда не видела результатов своего труда». Мы отвезли ее на ферму, она научилась доить корову, делать молочные продукты, и с восторгом смотрела на результаты своего труда. Приезжал к нам в гости Чрезвычайный и полномочный посол Ирана в Москве Реза Саджади. Очень образованный человек, который интересуется сохранением русской культуры и традиций. У них теплое отношение к разным традициям и ремеслам, что вообще свойственно всему Востоку.
Скажите, а в оформлении дома вы использовали какие-то интересные старинные предметы со своей историей?
Конечно, мы сохранили максимально все, что было в старой избе: стены, переплеты окон. А то, что было утрачено, восстанавливали. Например, наличники восстанавливали по образцам, для того, что бы сохранить историю этого места.
В чем для вас особое обаяние этого места?
Глубина времени. Один специалист из Можайска выяснил, что на территории Подмосковья жило много племен. Тут у нас, за болотом, район обитания древних кикиморов. На территории сел Агарково и Варварка место обитания аогаваров. А затем эти люди чудным образом образовали единый народ, со своей культурой и верой во Христа Спасителя. Здесь было много Святых мест. Только в нашей округе в начале 17 века поляками было сожжено 47 деревянных церквей. Еще приходили европейцы с Наполеоном и Гитлером, но с Божьей помощью и ценной самопожертвования все они были изгнаны.
Святая эта земля. Здесь все происходит вне времени и пространства.
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана
На Можайском водохранилище в окружении сосен. SPA, теннисный корт, пляж, пирс, детские площадки, консъерж-сервис, КПП, охрана
Участки в КП Lakeside Residence от 1,592 млн. Участки в КП от застройщика в рассрочку. Озеро, пляж, теннисный корт, детские зоны, парк.
45 мин от МКАД, в окружении хвойного леса. Теннисный корт, пляж, волейбол, детские площадки, консъерж-сервис, охрана
Все типы тканей. Собственный склад. Более 2500 артикулов в наличии.